tyler78: (Default)
[personal profile] tyler78
Интересный текст от Марии Репко, которая пытается относительно просто и доходчиво объяснить наши реалии:

"Как простыми словами объяснить людям сложные вещи? Как это сделать в условиях, когда оппоненты умело оперируют простыми, как кувалда, тезисами о коррупции, воровстве, обвале гривны, преступном сжигании резервов, убийстве бизнеса высокими процентными ставками? Может ли (и должен ли) человек, за которым не стоит ни партийный, ни коммерческий интерес, пытаться сформировать общественное мнение? Или это бессмысленная борьба с ветряными мельницами, где экономист заведомо проиграет политику, и туда не стоит даже соваться?

Вот выбор, который делают экономисты сейчас в скандале вокруг НБУ. Множество таких выборов мы все делаем каждый день, на профессиональном жаргоне их называют «трейдофф». Например, на прошлой неделе вы оказались под проливным дождем в легком костюме и подхватили простуду. Теперь вы пьете чай с малиной, а ваша мама по телефону рассказывает вам, как вы себя не бережете. Мама, конечно, права (мамы всегда правы), но она не знает, что случился пожар, и вы просто выскочили как были: выбрали риск промокнуть вместо риска получить ожоги.

Такие же трейдоффы существуют в монетарной политике, про них написано бесчисленное множество научных трудов. Постараюсь просуммировать их простыми словами и на примере ошибочных и правильных, с моей точки зрения, решений НБУ.

Существует понятие «трилемма монетарной политики» или «невозможная троица» - оно описывает примерно такой трейдофф. Согласно трилемме, страна не может одновременно поддерживать сразу три вещи: 1) собственная монетарная политика, то есть управление процентной ставкой центробанка и денежной эмиссией; 2) фиксированный валютный курс; 3) свободное движение капитала. Таким образом, когда от Нацбанка требуют одновременно снизить ставку, обеспечить стабильность гривни, не сжигать валютные резервы, и тем самым запустить экономический рост и высокую занятость – это противоречит базовым экономическим механизмам.

В открытой экономике процентные ставки отображают объективный уровень риска невозврата долгов. Повышение процентных ставок в разгар валютного кризиса остановило девальвацию – до этого доллары покупали, взяв гривны в кредит по низкой ставке, не соответствующей реальному уровню риска, и повышение ставки убрало это несоответствие.

Уровень риска можно снизить с помощью структурных реформ, улучшения бизнес-климата, снижения коррупции. Но этот риск невозможно снизить простым решением НБУ поменять процентную ставку. Если просто понизить процентные ставки - при прочих равных условиях ослабится гривня. Для примера, если ставка по долларовому депозиту, скажем, 8% годовых, по гривневому – 15% годовых, и разница в ставках более-менее корректно отображает риски – то снижение ставки по гривневому депозиту до 8%, долларовый просто станет гораздо более привлекательным – ведь объективный риск для доллара ниже, а доходность будет такой же. В итоге люди будут покупать за гривню доллары, чтобы положить их на депозит, соответственно, спрос на доллар вырастет, и гривня ослабнет.

НБУ может, конечно, какое-то время играть против рынка и продавать доллары из резервов, чтобы удовлетворить спрос на валюту. Так происходило в 2014-2015 годах, когда курс пытались удержать именно продажей валюты из резервов. Задним числом стало понятно, что Нацбанк пошел против цунами и в итоге обнаружил себя в апреле 2015 года с официальными резервными активами на уровне $5,6 млрд. Примерно так же печально закончились попытки игр с рынком для центробанка Таиланда в период азиатского кризиса 1998 года. Интервенции могут (и должны) гасить пиковые колебания, для этого центробанк покупает валюту в резервы в моменты превышения предложения валюты над спросом - чтобы было что продать в моменты пиковой нагрузки. Но интервенциями невозможно и не нужно останавливать фундаментальные девальвацию или, наоборот, укрепление валюты.

Еще одним вариантом действия для НБУ было бы «закрыть» экономику - ввести полный запрет на покупку долларов (у нас были введены знаменитые «драконовские» ограничения). Но в условиях Украины (как и любой другой страны – Венесуэла, Узбекистан, даже СССР) – это приведет (да и уже привело) к возникновению черного рынка и простому уходу транзакций в тень. Наше унаследованное с 1993 года валютное регулирование создало, наверное, худший из возможных форматов – квази-закрытые потоки капитала. То есть вывести нелегально деньги легко, не только олигархам и коррупционерам, но даже просто среднему бизнесу, а заводить «белые» инвестиции в страну никто не хочет, поскольку официально и легко вывести их нельзя. Так что в стране, где любое уважающее себя предприятие имеет несколько офшоров, а государство неспособно противостоять даже нелегальным операциям обменников, говорить о варианте полного закрытия движения капитала не приходится даже теоретически, что хорошо. Но лучше было бы сделать наоборот – открытое (а не квази-закрытое) движение капиталов означает, что механизм процентной ставки начинает работать не только против оттока денег, но и на их приток. На фоне отрицательных ставок в Европе украинские 15-20% очень привлекательны. Не будь валютных ограничений, иностранные инвесторы могли бы вкладывать в гривневые инструменты, не опасаясь, что не смогут вывести капитал обратно, и курс бы почувствовал толчок к укреплению, а ставки для удержания курса не пришлось бы поднимать так высоко.

В Украине инструментами чистой монетарной политики сейчас ситуацию радикально исправить нельзя. И экономический рост, и высокая занятость сейчас вопрос структурных реформ. Если стабилизировать государственные финансы и перестать накапливать долги, снизится риск государства и, соответственно, процентная ставка по государственному долгу. Если начать расходовать каждую бюджетную гривню с умом и максимальной отдачей – можно будет снизить налоги без ухудшения уровня жизни населения. Снижение налогов вкупе с отменой ненужных, устаревших и коррупционных норм регулирования бизнеса запустят инвестиционный климат и принесут инвестиции. Краеугольным камнем в фундаменте таких реформ должны быть суды и судебная система: вопрос, «отожмут» у тебя в какой-то момент бизнес или нет – ключевой для долгосрочного инвестора, не важно, американец этот инвестор или украинец. Снизится риск – снизятся процентные ставки – вырастут инвестиции – укрепится экономика.

Но открывать рынок и управлять процентной ставкой можно и нужно. Задача политики Нацбанка сейчас – обеспечить свободное движение средств по текущему счету и свободное движение капитала, ослабив административное давление на бизнес, убрать фактор теневого рынка, оффшорного оборота гривны и вернуть операции в фискальную плоскость хотя бы частично. Процентная ставка должна в целом отвечать рискам (то есть не быть заниженной или завышенной слишком долго или слишком сильно, хотя ее можно использовать как стимулирующий инструмент), а интервенциями можно сглаживать пики, следуя политике гибкого курсообразования".

(отсюда).

Date: 2016-10-26 12:57 (UTC)
From: [identity profile] andreype.livejournal.com
Вот все экономисты грешат одним и тем же - очень правильно рассказывают о том, что происходило и происходит, но как только дело доходит до "а что же нам делать в будущем", то начинается Манилов.

Если начать расходовать каждую бюджетную гривню с умом и максимальной отдачей – можно будет снизить налоги без ухудшения уровня жизни населения. Снижение налогов вкупе с отменой ненужных, устаревших и коррупционных норм регулирования бизнеса запустят инвестиционный климат и принесут инвестиции.

Date: 2016-10-26 13:01 (UTC)
From: [identity profile] tyler78.livejournal.com
грешат этисм не экономисты, а те, кто тратит бюджетные гривни - т.е., политики.

Date: 2016-10-26 13:17 (UTC)
From: [identity profile] andreype.livejournal.com
Работающее снижение налогов - это фантастика на ближайшие лет 10.

Date: 2016-10-26 14:45 (UTC)
From: [identity profile] zavod007.livejournal.com
обосновать можете?

Date: 2016-10-26 15:36 (UTC)
From: [identity profile] andreype.livejournal.com
Снижение налогов происходит, в основном, по двум причинам.

1. Государство пытается увеличить сбор, снижая ранее задранную ставку налога. Ну, допустим, отчисления с з/п установлены на уровне 40% от ФОТ. Расчетная собираемость 10 ярдов, фактическая - 5 ярдов. Правительство говорит - давайте снизим ставку до 20% и бизнес, вздохнув с облегчением, выведет все з/п в белую и сборы будут 7 ярдов. Но бизнес глупостями не страдает и платить будет всё те же 5 ярдов. Поэтому такое повышение не работает.
Я, кстати, помню, что 1.5-2 года назад украинское правительство что-то в этом роде делало, надеясь на массовый выход из тени. Судя по отсутствию победных реляций - не срослось.

2. У государство появляется дохрена денег, что оно реально может снизить налоги и не потерять при этом бюджет. В РФ, к примеру, в нулевые снизили НДС и ввели вмененку-упрощенку. Это оживило бизнес, но это происходило на фоне экономического подъема из-за высокой цены на сырье. Т.е. не снижение налогов стимулировало рост, а рост стимулировал снижение налогов.
Откуда, в ближайшие 10 лет, могут появиться "лишние" деньги?

Date: 2016-10-26 16:09 (UTC)
From: [identity profile] zavod007.livejournal.com
проблема же комплексная - нужно не только налог снижать, но и регулирование, и суд независимый обеспечить.
и наказывать уклонистов.

когда в рф плоский подоходный ввели, сборы выросли.

а налоги в украине очень высокие. да и прочие условия кагбэ...

варианты:
сократить регулирование - сократить расходы на чиновников.
продать госсобственность - сэкономить на дотациях для нее, и сразу увеличить сбор налогов по ней.

когда налоги конкурентны - растет экономика, налоговая база - растет валовый сбор.
и наоборот.
поэтому снижают некоторые умники.

(no subject)

From: [identity profile] tyler78.livejournal.com - Date: 2016-10-26 16:18 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zavod007.livejournal.com - Date: 2016-10-26 16:20 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andreype.livejournal.com - Date: 2016-10-26 16:28 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zavod007.livejournal.com - Date: 2016-10-26 16:52 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andreype.livejournal.com - Date: 2016-10-26 16:59 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andreype.livejournal.com - Date: 2016-10-26 16:31 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tyler78.livejournal.com - Date: 2016-10-26 16:38 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andreype.livejournal.com - Date: 2016-10-26 17:02 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zavod007.livejournal.com - Date: 2016-10-26 17:43 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zavod007.livejournal.com - Date: 2016-10-26 17:44 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andreype.livejournal.com - Date: 2016-10-26 18:11 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gineer.livejournal.com - Date: 2016-10-27 07:25 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zavod007.livejournal.com - Date: 2016-10-27 08:39 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tyler78.livejournal.com - Date: 2016-10-26 21:03 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andreype.livejournal.com - Date: 2016-10-27 05:38 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tyler78.livejournal.com - Date: 2016-10-27 05:50 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gineer.livejournal.com - Date: 2016-10-27 07:28 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tyler78.livejournal.com - Date: 2016-10-27 08:38 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andreype.livejournal.com - Date: 2016-10-27 08:27 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tyler78.livejournal.com - Date: 2016-10-27 08:40 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andreype.livejournal.com - Date: 2016-10-27 09:46 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tyler78.livejournal.com - Date: 2016-10-27 10:17 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zavod007.livejournal.com - Date: 2016-10-26 16:50 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andreype.livejournal.com - Date: 2016-10-26 17:00 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zavod007.livejournal.com - Date: 2016-10-26 17:12 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zavod007.livejournal.com - Date: 2016-10-26 17:16 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andreype.livejournal.com - Date: 2016-10-26 17:39 (UTC) - Expand

Date: 2016-10-27 07:14 (UTC)
From: [identity profile] gineer.livejournal.com
\\Но бизнес глупостями не страдает и платить будет всё те же 5 ярдов. Поэтому такое повышение не работает.

Блин. 2.5 ярда
Элементарная же математика.

Потому и "проседает".
Потому что те кто захочет вывести в белую, отреагируют когда-то в будущем, если отреагируют.
А сбор уменьшится прямо здесь и сейчас.

Потому, понижение ставки невозможно без "усиления налоговой дисциплины".

А нормальное усилени дисциплины... так чтобы налоговики не начали опять, по привычке, тупо глушить и зажимть бизнес.
Невозможно без соответствующей реформы.

А реформа невозможна, если у вас нет в бюджете свободных денег на неё. А тех нет, потому что нету налоговых поступлений...

Вот такой вот уроборос.

(no subject)

From: [identity profile] andreype.livejournal.com - Date: 2016-10-27 08:20 (UTC) - Expand

Date: 2016-10-26 13:51 (UTC)
From: [identity profile] telesyk.livejournal.com
люди будут покупать за гривню доллары, чтобы положить их на депозит

А конролировать использование кредитов - это в голову не приходит?

Date: 2016-10-27 07:21 (UTC)
From: [identity profile] gineer.livejournal.com
\\А конролировать использование кредитов - это в голову не приходит?

ДА! ТОЧНО!
Через Госплан.. планировать и контролировать.
Или через НКВД... контролировать и планировать. %))))

Date: 2016-10-27 10:15 (UTC)
From: [identity profile] telesyk.livejournal.com
Нет, просто государство должно сказать: мы не кредитуем валютных спекулянтов. ИПочитайте про Ялмара Шахта шоле.

Date: 2016-10-27 07:24 (UTC)
From: [identity profile] fyvaproldzhe.livejournal.com
Можно. В теории. При сферической контрольной системе.

Date: 2016-10-27 10:21 (UTC)
From: [identity profile] telesyk.livejournal.com
Нет, ну что значит сферической? Приходит человек за кредитом - должен предоставить более-менее реалистичный план его использования по которому будет видать, что выполнение плана обеспечит обслуживание этого кредита. В дальнейшем контролировать выполнение этого плана. Если человек вдруг решил спрыгнуть с утверждённого плана в сферу валютных операций - это будет видно.
(deleted comment)
(deleted comment)

Date: 2016-10-26 15:03 (UTC)
From: [identity profile] gineer.livejournal.com
Ага... только дефляция -- еще хуже.
(deleted comment)

Date: 2016-10-26 17:27 (UTC)
From: [identity profile] gineer.livejournal.com
О. Вижу проФФэсорский уровень ведения экономической дискуссии. %)))
Каким еще сакральным знанием из курса ватной экономики поделитесь? %)))

(no subject)

From: [identity profile] zavod007.livejournal.com - Date: 2016-10-26 17:45 (UTC) - Expand

Date: 2016-10-26 15:56 (UTC)
From: [identity profile] gineer.livejournal.com
\\Но лучше было бы сделать наоборот – открытое (а не квази-закрытое) движение капиталов означает, что механизм процентной ставки начинает работать не только против оттока денег, но и на их приток. На фоне отрицательных ставок в Европе украинские 15-20% очень привлекательны.

И тем привлечь к себе международных акул-спекулянтов, да. %)

Лучше б экономисты вообще молчали в тряпочку.... с такими-то советами. %)))

Date: 2016-10-26 16:00 (UTC)
From: [identity profile] tyler78.livejournal.com
точно, акулы капитализма - вот корень зла.

я в вас не ошибся.

Date: 2016-10-26 17:22 (UTC)
From: [identity profile] gineer.livejournal.com
...в глазах смотрящего. %)

Date: 2016-10-26 17:48 (UTC)
From: [identity profile] zavod007.livejournal.com
речь шла и о привлечении прямых инвестиций.
о строительстве заводов и т.д..

спекулянтов можно отсечь законодательно.
Edited Date: 2016-10-26 17:50 (UTC)

Date: 2016-10-27 06:59 (UTC)
From: [identity profile] gineer.livejournal.com
\\спекулянтов можно отсечь законодательно.

Бинго!
Ага... и назвать это "свободным движением капитала". %)))
А тупые инвесторы на это и поведутся.
Гы... но, как описано и в самом тексте -- наши власти ИМЕННО это и делают. %)))

Date: 2016-10-27 08:35 (UTC)
From: [identity profile] zavod007.livejournal.com
разный режим налогообложения для прямых инвестиций и коротких.

власти ничего не делают, так точнее.))

Date: 2016-10-26 16:03 (UTC)
From: [identity profile] gineer.livejournal.com
\\Если начать расходовать каждую бюджетную гривню с умом и максимальной отдачей – можно будет снизить налоги без ухудшения уровня жизни населения.

Типичное блеяние ватного государственника.

Это и Янык блеял... про "надо тратить деньги с умом... и наша команда проффэсионалов -- знает как надо". %))

Date: 2016-10-27 07:32 (UTC)
From: [identity profile] fyvaproldzhe.livejournal.com
А ещё, страшно сказать, Янык русским и украинским языком пользовался. Нужно запретить.

Profile

tyler78: (Default)
tyler78

May 2024

M T W T F S S
  12345
67891011 12
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 19th, 2026 20:57
Powered by Dreamwidth Studios